Принципы Закона Республики Казахстан «О медиации»
Закон Республики Казахстан «О медиации» регулирует общественные отношения в сфере организации медиации, определяет ее принципы и процедуру проведения, статус медиатора и предъявляемые к нему требования. В связи с принятием закона «О медиации» внесены изменения и дополнения, в том числе в процессуальное законодательство в части процессуальных прав и обязанностей участников процесса, связанных с медиацией, а также использования в судопроизводстве итоговых документов по результатам медиации.
Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» и означает буквально «посредничать». Медиация — это метод посредничества в разрешении спора, цель которого состоит в содействии сторонам в самостоятельном урегулировании спора к взаимному удовлетворению и к обоюдной пользе. Эффективность подобного урегулирования достигается благодаря раскрытию посредником-медиатором в спорящих сторонах способности к кооперации и коммуникации.
Согласно п. 1 статьи 1 Закона сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Некоторые исключения предусмотрены пунктами 2-4 указанной статьи. Законом определен круг субъектов медиативной деятельности, включающий государственные органы, ответственные за отдельные стороны организации процесса медиации, а также лиц, способных осуществлять посредничество при разрешении споров (конфликтов).
Следует отметить, что роль медиатора заключается в обеспечении помощи сторонам в проведении переговоров в конструктивном русле для достижения лучшего понимания интересов каждой из них и нахождения способа разрешения разногласий. Медиатор не занимает предпочтительной позиции в отношении какой-либо из сторон и не играет роль третейского судьи, должен сохранять нейтральную позицию и побуждать стороны к высказыванию своего мнения на протяжении всего процесса медиации, обеспечивая им равные возможности для высказывания своей точки зрения, позиции, интересов, мотивов и пожеланий.
В разрезе нашего времени значимость медиации велика. Вместе с тем стоит отметить, что практика судов республики по рассмотрению споров путем применения медиации минимальная в отличие от судебной практики других государств. Как средство улаживания споров медиация признана и отражена в Уставе ООН. Медиация направлена на минимизацию материальных и моральных потерь всех участников конфликта и, при необходимости, их удовлетворительное и комфортное сосуществование в дальнейшем.
Сущность медиации заключается в переговорах, а именно, чтобы они увенчались успехом, важно не только стремление и воля сторон преодолеть разногласия, но и в не меньшей степени — умение и опыт посредника (медиатора). Задача медиатора состоит в организации процесса переговоров таким образом, чтобы стороны перешли к совместному поиску взаимоприемлемых решений и увидели возможности взаимной выгоды. Медиатор делает все возможное, чтобы позиция и стоящие за ней чувства, интересы, пожелания, потребности сторон сначала были высказаны, затем — услышаны и, наконец, поняты всеми участниками. Только после этого с активным участием медиатора отрабатываются аргументы и вырабатывается совместное решение — выход из конфликта, приемлемый для всех сторон.
Медиация проводится на основе принципов: добровольности; равноправия сторон медиации; независимости и беспристрастности медиатора; недопустимости вмешательства в процедуру медиации; конфиденциальности.
Принцип добровольности предполагает взаимное добровольное волеизъявление сторон, выраженное в договоре о медиации, в частности, стороны медиации вправе отказаться от медиации на любой ее стадии. Стороны свободны в выборе вопросов для обсуждения вариантов взаимоприемлемого соглашения. Одним из важнейших отличий медиации от судебного разбирательства является причастность каждой из сторон к процессу выработки решения. В ходе урегулирования спора посредством медиации решение принимают сами его участники, а медиатор, управляя при необходимости ходом процедуры и неизменно оставаясь нейтральным по отношению к сторонам, поддерживает их в поиске путей достижения взаимоприемлемого соглашения. При этом сам процесс переговоров всегда остается скрытым от посторонних глаз и не предается огласке. Достижение устойчивости мирового соглашения достигается за счет ориентирования на интересы каждой стороны.
Принцип равноправия сторон медиации предусматривает, что стороны пользуются равными правами при выборе медиатора, процедуры медиации, своей позиции в ней, способах и средствах ее отстаивания, при получении информации, в оценке приемлемости условий соглашения об урегулировании конфликта и несут равные обязанности.
Одним из основополагающих принципов медиации – это независимость и беспристрастность медиатора, что предполагает недопустимость вмешательства в процедуру медиации. При проведении медиации медиатор независим от сторон, государственных органов, иных юридических, должностных и физических лиц. Медиатор самостоятелен в выборе средств и методов медиации, допустимость которых определяется настоящим Законом. При наличии обстоятельств, препятствующих беспристрастности медиатора, он должен отказаться от проведения медиации. Не допускается вмешательство в деятельность медиатора при проведении медиации со стороны лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Принцип конфиденциальности определяет правила поведения сторон медиации в части не разглашения сведений, ставшие известными сторонам в
ходе медиации, без письменного разрешения стороны медиации, предоставившей эту информацию. При этом медиатор не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе медиации, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
По нашему мнению, в дальнейшем должны быть на законодательном уровне конкретизированы случаи, при которых медиатор может быть допрошен по обстоятельствам и сведениям, которые стали известны ему в процессе проведения медиации.
В заключении, резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметитьт, что несомненно востребованность института медиации зависит от зрелости самого общества, от готовности его членов принимать на себя ответственность и полномочия, делегируемых государством. Внедерение института медиации в казахстанское общество — это длительная, кропотливая, поступательная работа, которую необходимо проводить совместными усилиями как судейским корпусом республики, так и путем освещения данного института и его принципов в средствах массовой информации, путем информирования граждан об эффективности данного института.